|
| Главный
|
Пост N: 46
Info: удивительное
Зарегистрирован: 04.08.06
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 16.08.07 22:48. Заголовок: Из теории - давайте поговорим о фанфике, как литературной школе
Что такое фанфик? Кажется, это знает любой, кто когда-либо заходил на сайты ГП, читал фанфики, и уж тем более, кто писал сам. Но на одном из сайтов мы наткнулись на такое, кстати, весьма расхожее определение: «фанфик - это приблизительно литературное произведение любого жанра, на тему, относительно связанную с тем или иным каноническим произведением». Но почему так однобоко? Если уж говорить о «приблизительно литературе», то записывать туда почти четверть, если не половину той литературы, которая литературой признается и гордо висит на литературных сайтах и порталах, продается в магазинах. То, что фанфик произрастает на почве уже готового произведения, еще не значит, что он «приблизительно литературный». В самом деле, кажется, следует пояснить понятие литературного произведения, дабы избежать дальнейшей путаницы. «Литература – искусство слова, любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном виде и обладающие общественным значением», «художественное произведение - продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен замысел его создателя-художника и который отвечает определенным категориям эстетической ценности». Чем же фанфик «приблизительно литературное произведение»? Ничем. Он – почти самостоятельное творение, иногда даже практически самостоятельное. В самом деле, сколько книг, так прекрасно распродающихся в книжных магазинах, суть те же самые фанфики, только ставшие самоценными литературными произведениями, тем не менее, основываясь на мире уже созданном. Чтобы не быть голословными можно вспомнить С. Лукьяненко, написавшего «Временную суету» на основе произведения братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (продолжение вышло в книге «Миры братьев Стругацких. Время учеников» с прекрасным предисловием Бориса Стругацкого, к которому мы вернемся), Ника Перумова, издавшего «свободное продолжение» «Властелина Колец» Дж. Р.Р. Толкина - «Кольцо Тьмы» и другие. Потом почти все согласны, что фанфик – явление паразитирующее. Хотя с этим можно поспорить. И приведем мы слова уважаемого Бориса Стругацкого! «Я всегда подозревал, что тщательно продуманный и хорошо придуманный мир, вырвавшись на свободу, обретает как бы свое самостоятельное существование – в сознании читателей своих. Он начинает жить по каким-то своим собственным законам, обрастая многочисленными новыми подробностями и деталями, которыми услужливо снабжает его читательское воображение. И остается только сожалеть, что не существует некоего суперментоскопа, с помощью которого можно было бы этот многократно обогащенный и усложнившийся мир сделать всеобщим достоянием. Что ж, этот сборник – пусть несовершенный, но все-таки прибор именно такого рода: он возвращает нам ставшими уже привычными миры, увиденные другими глазами и обогащенные иным воображением. (…) Но какие-то элементы материализации миров все-таки могут, по-видимому, иметь место. Например – вот этот сборник» (предисловие Бориса Стругацкого к сборнику «Миры братьев Стругацких. Время учеников»). Как мы видим, Борис Стругацкий весьма положительно относится к продолжениям своих произведений, то есть, к фанфикам, не только отдавая им должное, но и благодаря их за то, что они создают «суперментоскоп, с помощью которого можно этот многократно обогащенный и усложнившийся мир сделать всеобщим достоянием» Но, тем не менее, большинство авторов не хочет видеть литературности фанфика и согласно его считать окололитературным явлением. И это обидно. Братья по перу! Неужели Вы не видите, что фанфик, мало того, что по определению литературен, так еще и перерастает в литературную школу, многие члены коей школы и не знают, что они в нее входят?! Как бы смешно это ни звучало, но к фанфикам следует относиться серьезно. Это не только «суперментоскоп», не только полноценный жанр Интернет-литературы, это уже своеобразная литературная школа, где сидят не только подростки лет четырнадцати (есть такие, но мало), а в большинстве своем люди, закончившие вуз, работающие где-нибудь, люди уже в возрасте. Они пишут, обсуждают друг друга, критикуют, их творения влияют на подростков, потому что читателей (фикридеров) больше именно молодых людей от 11 до 20 лет, это свой литературный мир, развивающийся, но не замкнутый, выпускники которого идут учиться дальше, в мир Нашей Большой Литературы (около 20 фикрайтеров по скромным подсчетам теперь пишут «ориджиналы» и весьма неплохие). Но у школы есть теория, есть стержень, а у фанфика такого пока нет. Есть разбросанные по сайтам и фэндомам определения, расплывчатые и неглубокие, кочующие с сайта на сайт или что-то разумное, но спрятанное в недрах одного сайта, который надо еще найти. Мало достойных критиков, которые могли бы разобрать произведения, а не графоманствующие, ограничивающиеся перечислением языковых ошибок. И это все приводит к тому, что из 10 потенциальных прозаиков 7 тонет в болоте графоманства, которое, как Дьявольские Силки, не дает хода, не дает критики и основательной теории, нужной автору. Мы постараемся сделать что-то разумное и не локализованное только у нас. Но нам одним это сделать трудно, хотя не невозможно. Нам требуется помощь. Те, кто готов, тратить свое время на анализ явлений фикрайтерства и фанфиков, разработку теории, определений, мы ждем вас…
|